ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НАШЕЙ ШКОЛЫ


В основу воспитательной деятельности положены принципы:
• Творчество – источник развития школы.
• Союз детей, учителей и родителей – единственный путь развития школы.
• Максимальный учет интересов и потребностей детей во всех сферах деятельности.
• Расширение воспитательного пространства в интересах создания социально позитивной среды жизнедеятельности обучающегося.
Важным направлением воспитательной деятельности МБОУ «Малиновская СШ» является гражданско-патриотическое воспитание обучающихся. Воспитание любви к Родине, гордости за свою страну имеют огромное значение для развития ребенка и являются источником формирования лучших человеческих и гражданских качеств, важнейшим инструментом духовно-нравственного становления личности.
Деятельность планируется по ряду важнейших направлений и осуществляется по тематическим периодам, с учетом традиции школы, особенностей педагогического коллектива, интересов и потребностей обучающихся и родителей.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье, а образовательное учреждение остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума. Работа с родителями обучающихся является одним из ответственных направлений в деятельности ОУ.

СИСТЕМА РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ

Одной из главных задач нашей образовательной организации является привлечение родителей к организации жизни и деятельности школы. Родители стали больше интересоваться делами школы, участвовать в школьных праздниках. Эта работа способствовала улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих общешкольных проблем.
В целях предупреждения противоправного поведения и безнадзорности среди обучающихся, повышения правовой культуры обучающихся и родителей, социально-педагогической компетенции педагогов и родителей, в школе действует программа «Законопослушный гражданин», Служба Школьной Медиации.
Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.
Педагог-психолог, классные руководители и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми и родителями, осуществляют контроль за социально неблагополучными семьями и семьями группы риска, организуют встречи обучающихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, ПДН и внутришкольном учете.

Основные системообразующие компоненты
• воспитательная функция урока;
• внеурочная деятельность (олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры; объединения дополнительного образования);
• внеурочная развивающая деятельность (экскурсии, поездки, культпоходы в театр и т.п.);
• внутриклассная жизнь, способствующая творческому развитию каждого обучающегося, формированию классного коллектива и его традиций;
• организация традиционных общешкольных дел, способствующих формированию школьного коллектива;
• организация взаимоотношений в классном и школьном коллективах, развитие общественной активности обучающихся, организация сотрудничества и сотворчества педагогического и школьного коллективов;
• организация самообслуживания (дежурство по классу, школе, трудовые десанты);
• целенаправленная воспитательная деятельность, содержанием которой являются нравственное формирование личности, ее коррекция в случае необходимости, социализация личности, повышение уровня воспитанности; эта деятельность основана, прежде всего, на индивидуальном подходе к каждому воспитаннику.
Воспитательная система выполняет следующие функции:
• развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыражения детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и обучающегося коллективов;
• интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
• защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности обучающихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесса его развития;
• компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
• корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование личности.
Основополагающие принципы взаимоотношений между субъектами воспитательной системы:
• гуманизм;
• демократичность;
• самоуправление, сотрудничество;
• социальное партнерство.

ОСНОВНЫЕ ПУТИ И СПОСОБЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ
СУБЪЕКТАМИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Научно-методическое обеспечение воспитательной системы
• Наличие программы воспитания обучающихся не противоречащей действующему законодательству в области воспитания и образования в Российской Федерации.
• Наличие информационно-методических материалов в помощь организаторам воспитательного процесса, системы обмена информацией по вопросам воспитания с другими социальными институтами, обеспечивающими единое воспитательное пространство.
• Создание условий для эффективной работы классных руководителей, педагога — психолога.
• Повышение компетентности классных руководителей через организацию и проведение педагогических советов, совещаний и семинаров по проблемам воспитания.
• Мониторинг .
Нормативно-правовое обеспечение воспитательной системы:
• Устав образовательной организации;
• документы (федеральные, региональные, муниципальные) по организации воспитательного процесса в школе;
• должностные инструкции, планы воспитательной работы педагогов с классными коллективами, организующих воспитательный процесс, документация по контролю за реализацией воспитательного процесса и его эффективности.
Организационное обеспечение воспитательной системы
• Образовательное учреждение укомплектовано квалифицированными и профессиональными специалистами в области воспитания в соответствии со штатным расписанием.
• Кадровый состав, обеспечивающий реализацию воспитания в образовательном учреждении, принимает ценностные ориентации и нравственные нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении, обладает высокими моральными качествами.
Материально-техническое обеспечение воспитательной системы
• Образовательная организация размещается в помещении пригодном для осуществления учебно-воспитательного процесса и обеспечено необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания.
• По своим размерам и состоянию помещение отвечает требованиям санитарных норм и правил, а также требованиям пожарной безопасности.
• Для реализации воспитательного процесса образовательная организация имеет следующее техническое обеспечение: музыкальную аппаратуру и оборудование для проведения культурно-массовых мероприятий, спортивное снаряжение.

Социально-направленные проекты, реализуемые в образовательной организации

• «Ветеран живет рядом» – шефская помощь ветеранам Великой Отечественной войны.
• «Школьный двор» – трудовая помощь по благоустройству школы.
• «Мемориал» – уход за мемориалом на площади ДК «Малиновский»
• «Здоровое поколение» – пропаганда здорового образа жизни среди учащихся (проведение соревнований, акций, выпуск листовок и др.).

Традиции школы
Поддержание традиций школы является важным элементом воспитательной системы. Некоторые традиции ведут свою историю со дня создания образовательной организации, некоторые создаются в процессе совершенствования содержания, форм организации и методов учебно-воспитательной работы. Функциональным назначением поддержания традиций является обеспечение преемственности процесса функционирования и развития педагогической системы образовательной организации.
В нашей школе сложилась традиционная система КТД:
• День знаний;
•Осенний марафон
• День учителя;
• Осенний бал;
• День матери;
• Новогодний калейдоскоп;
• Вечер выпускников;
• Спортивные игры ;
• Праздник 8 Марта;
• День здоровья;
• Вахта памяти;
• Последний звонок.
Результативность воспитательной системы.
Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы используются критерии и показатели ее эффективности.
Первый критерий – самоактуализация личности обучающегося. Получаемая с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.
Второй критерий – удовлетворенность всех участников образовательного процесса жизнедеятельностью в образовательной организации.
Третий критерий – конкурентоспособность нашей образовательной организации. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в самом учреждении, но и сравнивать их с достижениями других учреждений образования района.
Перспективы развития воспитательной системы
• совершенствование воспитательной системы школы;
• совершенствование системы самоуправления в школе;
• обновление программно-методического обеспечения воспитательного процесса;
• апробирование современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и коррекционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки обучающихся в процессе их самоопределения.