Проектная деятельность как  условие личностного роста учащихся

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, учащийся становится субъектом деятельности. При этом учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.  Им никто не навязывает, как и что делать. Следует признать, что каждый учащийся имеет право:

— Не участвовать ни в одном из текущих проектов;

— Участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях;

— В любой момент могут начать новый проект.

С самого начала учащийся оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределённости  при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов.  При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию, а уже не действует заданная учителем оценочная схема «это верно, а это нет». Роль учащегося при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

— Выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое учащемуся, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;

— Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идёт не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействия с преподавателем – консультантом позволяют освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы образовательного учреждения в поисках информации или для реализации своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций.

Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиции её полезности для проекта, предложенные идеи с позиции их реалистичности. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось. Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение. Анализ и самоанализ объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливает мотивацию для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку и самооценку окружающего мира и себя в микро- и макросоциуме.

Мои обучающиеся активные участники международных сетевых проектов: «Береги платье снову, а честь смолоду», «Суд Соломона», «Наставление с хитринкой», «Шпионские страсти» и др. Для каждого проекта разрабатываются личностные УУД, это непосредственно отражается в Дневниках личностного роста участников проекта или Листах самоконтроля. Также мы создаем свои классные проекты по произведениям И.С.Тургенева, М.Ю. Лермонтова, В. П. Астафьева.

Учащийся – субъект обучения, преподаватель – партнёр, создающий условия. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых, порой путём самообразования.

Автор: Госсман А.Ю.